ВСУ атакуют российские НПЗ в несезон: цены на бензин снижаются

Сегодня
17:23ВСУ атакуют российские НПЗ в несезон: цены на бензин снижаютсяАнтипинский НПЗ. Фото: ri-invest.ru

ВСУ возобновили масштабные атаки дронов на НПЗ и нефтетерминалы России. Однако топливного кризиса пока не намечается. Эксперты отмечают, что сейчас несезон спроса и у России уже есть способы выходить из кризиса.

ВСУ возобновили попытки атаковать российские НПЗ и нефтерминалы. Это происходит ежедневно. Однако на рынке сейчас не сказывается. По данным Петербургской биржи, оптовая цена бензина Аи-92 снизилась в декабре почти на 14% — с 60,97 тыс. рублей за тонну до 52,65 тыс. рублей. А на Аи-95 — почти на 20%, до 58,1 тыс. рублей за тонну. Дизельное топливо также подешевело в опте — на 15%, до 62,27 тыс. рублей за тонну.

В конце лета и осенью, когда ВСУ начали новые масштабные атаки, ситуация была иной.

«Сейчас мы отошли от угрозы физического дефицита, потому что потребление снизилось. Зимой мы потребляем бензина гораздо меньше, чем летом. Поэтому снизились цены на бирже, снизились, соответственно, и у независимых АЗС», — говорит ведущий аналитик ФНЭБ и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков.

По его словам, опасности на рынке нефтепродуктов — это все про бензин.

«Потому что дизеля мы производим в два раза больше, чем потребляем, поэтому тут физического дефицита и не было», — замечает эксперт.

Другое дело — бензин.

«90% от того, что мы производим в обычный год, мы потребляем на внутреннем рынке. Поэтому если 10% мощностей производства бензина выбиты, то, соответственно, уже есть риск дефицита», — говорит Игорь Юшков.

По его мнению, главным последствием атак будет то, что правительство не разрешит экспорт бензина в страны вне ЕАЭС и запрет на поставки останется.

«Это главный результат повторных ударов. Будут ли нарастать эти риски? Вряд ли. Мы видим, что удары регулярные. НПЗ получают повреждения, а какие-то, наоборот, уже выходят из ремонтов», — говорит ведущий аналитик ФНЭБ.

Безусловно, атаки на НПЗ ухудшают доступность топлива, считает советник управляющего фонда «Индустриальный код» Максим Шапошников.

«Снижение требований к качеству топлива — это быстрый способ закрывать временные дефициты, возникающие на рынке. Последствия мы наблюдали в сентябре-октябре», — продолжает Максим Шапошников, добавляя, что гарантировать неповторение подобных ситуаций пока сложно.

Экспорт нефтепродуктов и так ограничен правительством и атаки ВСУ приводят к росту продаж нефти за границу, отмечает ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков.

«Именно поэтому на мировом рынке, в общем-то, это никак не сказывается, там цены не растут. То есть вопрос в том, что мы экспортируем. Если мы меньше перерабатываем, соответственно, меньше экспортируем нефтепродуктов. Дизеля — прежде всего. Дизель, мазут — вот основные нефтепродукты, которые мы продаем за границу», — добавляет Игорь Юшков.

В этой ситуации растут затраты российских нефтекомпаний, которые вынуждены тратить миллионы долларов на защиту НПЗ и ремонт поврежденного оборудования. Косвенно об этом сообщила «Роснефть», чья прибыль за три квартала этого года снизилась более чем втрое — до 277 млрд рублей.

С одной стороны, по компании ударили низкие мировые цены на сырье. С другой, дополнительное давление на показатели оказали опережающая инфляцию индексация тарифов естественных монополий, увеличение затрат на обеспечение антитеррористической безопасности, высокий уровень ключевой ставки Банка России, а также укрепление курса рубля, говорил глава компании Игорь Сечин.

Авто-грузо
Добавить комментарий