Сегодня
14:10Экс-президент Армении Роберт Кочарян. Фото: panorama.am
Второй президент Армении, лидер блока «Айастан» («Армения») Роберт Кочарян провел 7 октября в Ереване большую пресс-конференцию, на которой прокомментировал большой круг вопросов и подверг резкой критике политику действующего премьер-министра Никола Пашиняна.
Мы не будем комментировать все заявления экс-президента и проанализируем только те из них, которые, на наш взгляд, являются наиболее ключевыми.
Руководитель блока «Армения», один из соперников Никола Пашиняна на предстоящих парламентских выборах 2026 года, на пресс-конференции довольно много времени и внимания уделил вашингтонской декларации, в частности проекту TRIPP («Маршрут Трампа»), предполагающий установление наземного сообщения между материковым Азербайджаном и его эксклавом Нахичеванской Автономной Республикой (далее — НАР) через Сюникскую область Армении под контролем США на условиях столетней аренды армянского участка маршрута.
Ранее мы писали о стратегической важности НАР для России и Ирана в контексте функционирования логистического пути «Север-Юг», т.к. НАР географически является самым удобным маршрутом, потенциально способным не только соединить железной дорогой Иран, Армению, Грузию и Россию. Американский контроль над Сюникской частью так называемого TRIPP, может поставить Россию и Иран перед необходимостью военным путем установить контроль над НАР.
О том, что выход в Иран через Армению Россией рассматривается в качестве стратегической задачи, свидетельствует тот факт, что ОАО «РЖД» с 2007 года заключили концессионное соглашение об управлении и эксплуатации железнодорожной инфраструктуры Армении. Вряд ли российская государственная корпорация рассчитывала на прибыль при существующем уровне железнодорожных перевозок через территорию Армении. Скорее всего целью было сохранение инфраструктуры для реализации стратегических целей России по разблокировке транспортного сообщения региона Южного Кавказа. О развитии стратегического плана Москвы и Тегерана свидетельствует и передача России 34 км земли под строительство ж/д Решт-Астара МТК «Север-Юг».
В этом контексте большой интерес вызывает предложение Роберта Кочаряна «удлинить» TRIIP и провести его через село Ерасх в Араратской области Армении, находящееся на стыке границ НАР, Армении и Турции. При этом он подчеркнул, что если Армения под руководством Пашиняна подпишет какие-либо соглашения по реализации упомянутого проекта, то следующие власти не смогут денонсировать договоренности.
Внешне может показаться, что второй президент всего лишь антипашиняновской агитацией ведет активную предвыборную кампанию с целю заполучить побольше депутатских кресел в будущем парламенте. Между тем заявление, преподнесенное в качестве критики политики действующих властей в духе «вместо TRIPP по-пашиняновски, я бы предложил наиболее выгодный для Армении маршрут», по всей вероятности, имеет отчетливый внешнеполитический оттенок. Ведь предложение Кочаряна, во-первых, является идеальным вариантом для мирного сосуществования на территории Южного Кавказа двух конкурирующих между собой глобальных логистических проектов «Средний коридор» и «Север-Юг», а во-вторых, позволяет России и Ирану получить доступ к территории НАР для организации своей логистики, не прибегая к военной силе. Здесь считаем важным отметить, что в канун своей пресс-конференции Роберт Кочарян побывал в Москве по личным вопросам, как он сам утверждает.
Нам же видится, что устами Кочаряна озвучивается либо уже согласованный геополитический консенсус вокруг региона Южного Кавказа, либо же предложение о нем. При этом, по всей видимости, руководитель блока «Армения» предлагает себя в качестве гаранта реализации и функционирования упомянутых глобальных проектов на территории Армении, желая с помощью консенсуса глобальных интересов добиться согласия геополитических игроков на смену власти в Армении. Так же допускаем, что этот вопрос мог быть согласован еще при встрече Трамп-Путин на Аляске (поэтому российская сторона отреагировала на вашингтонскую декларацию относительно спокойно, а турецкая — молчаливо).
Неожиданная нормализация отношений между Россией и Азербайджаном тоже свидетельствует о вероятности достижения консенсуса. Совсем недавно в Пекине президенты обменялись холодным рукопожатием, а встреча в Душанбе прошла в достаточно теплой атмосфере.
Большинство аналитиков сходятся во мнении, что всем геополитическим центрам Южный Кавказ нужен целиком. Поэтому, вполне возможно, что в обозримом будущем мы можем стать свидетелями разблокировки транспортных путей региона, закрытых после распада СССР и возникших на этом фоне межнациональных конфликтов. В том числе возможно восстановление железнодорожного сообщения Россия-Армения через Абхазию и Грузию.
Однако, в эту партию Большой игры свои коррективы может внести Великобритания, цели и интересы которой в регионе не совпадают с другими глобальными игроками, и спецслужбы которой имеют большое влияние как на Азербайджан и Армению, так и на Турцию.