Сяокан как идейная основа БРИКС: от национального успеха к международной модели

11 ноября 2025
19:07Сяокан как идейная основа БРИКС: от национального успеха к международной моделиЛидеры стран БРИКС. Фото: Beto Barata / PR / Wikimedia Commons / CC BY 2.0

БРИКС часто и ошибочно считают инициативой, призванной продвигать в первую очередь экономические интересы Китая. На самом деле, БРИКС точнее определить как ответ КНР и развивающихся стран на системные вызовы современности.

Под последними подразумевается западная модель — либеральная демократия и неолиберальная экономика, которые, как показала практика, не являются универсальными рецептами и зачастую навязываются без учета локальной специфики, что приводит к конфликтам и нестабильности. Ярким примером сложностей подобной трансформации является опыт постсоветского пространства, и, в частности, России.

В то время как Россия в 1990-е годы проводила неолиберальные реформы, Китай уверенно продвигался по выбранному ещё в конце 70-х годов пути построения социализма с китайской спецификой. Россия до сих пор преодолевает последствия трансформационного периода, включая череду конфликтов (Абхазия, Чечня, Южная Осетия, война на Украине) и отставание в ряде сфер от Запада, прежде всего в современном производстве. Китай же за аналогичный период стал передовой державой мира благодаря сохранению и укреплению партийной и государственной системы. Более того, КНР своим примером предлагает мировому сообществу, и особенно развивающимся странам, эффективную и справедливую модель развития.

Таким образом, БРИКС — это результат естественной эволюции международных отношений, альтернатива западному диктату в форме многополярного мира. Китайские инициативы — «Пояс и путь», ШОС и БРИКС направлены не на конфронтацию, а на обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества стран с разным политическим устройством.

Вместе с тем, БРИКС — это не монолитный блок, а совокупность очень разных стран с различными политическими системами, уровнями развития и культурными традициями. Этот подход обеспечивает гибкость и широкие возможности для партнёрства. Организация имеет гибкую структуру, а её ключевые проекты — Новый банк развития и пулы валютных резервов представляют собой практические инструменты финансирования и взаимной поддержки.

Идеология БРИКС базируется на идеях многополярности и реформы глобального управления. Де-факто эта организация превращается в альтернативную площадку для «Глобального Юга», недовольного доминированием Запада. Однако для устойчивого развития БРИКС необходима не только общая экономическая повестка, но и единая философия развития. Страны-участницы нуждаются в объединяющей, гибкой и практико-ориентированной концепции. Опыт Китая в синтезе принципов меритократии как метода управления и сяокан в качестве общей цели может быть здесь крайне полезен. Данная статья посвящена именно этой теме.

Синтез меритократии (как средства) и сяокан (как цели) предлагает прагматичную философию, ориентированную на человека, уважающую суверенитет и реальный путь к процветанию. Это не «китайская мечта», а идеал, мечта всего человечества о справедливом миропорядке, где гармоничное развитие и достойная жизнь доступны для всех. Учитывая впечатляющие результаты Китая, почему бы не использовать этот опыт на благо человечества через возможности БРИКС?

Меритократия как системный фундамент для сотрудничества

Современный китайский принцип «Меритократия и моральные качества правящей партии» утверждает, что правящая партия должна состоять из самых компетентных и способных людей, которые также обладают высокими моральными качествами. Его корни уходят в конфуцианство, к идеалу правителя — цзюньцзы, «благородного мужа», сочетающего знания, мудрость, талант и высокую мораль. Аналогичные идеи присутствуют в древнегреческой философии, где Платон в «Государстве» предлагал модель правления «философов-царей».

Заслуга Коммунистической партии Китая (КПК) заключается в том, что она дала этой идее четкое теоретическое и практическое оформление. Благодаря КПК этот принцип стал центральным элементом политической системы Китая. Его суть в том, чтобы право на управление страной подтверждалось реальными достижениями и доверием народа, а не получалось раз и навсегда.

Это противоположно пониманию меритократии на Западе, где для занятия высоких должностей часто достаточно диплома престижного вуза, принадлежности к элитным кланам, связей и финансовых ресурсов. Современная китайская концепция меритократии подразумевает сложную систему отбора и продвижения, при которой карьера чиновника начинается с низовых должностей. Чтобы подняться на более высокие должности, необходимо последовательно демонстрировать успехи на каждом уровне, измеряемые, например, ростом ВВП региона, реализацией проектов или поддержанием социальной стабильности.

Важным элементом является ротация кадров между регионами и ведомствами для получения разнообразного опыта и предотвращения коррупционных связей. Не менее важна система обучения и подготовки будущих лидеров в партийных школах. Таким образом, китайский опыт меритократии — это система, призванная привести к власти людей, прошедших «проверку боем».

Управленческие способности сами по себе не являются пропуском на руководящие должности. Не менее важен моральный облик. Член правящей партии, особенно руководитель, должен быть образцом честности, самодисциплины и преданности делу служения народу. В КНР считают, что коррупция или аморальное поведение чиновников наносят прямой ущерб обществу и подрывают доверие к системе. Руководство КПК считает, что высокие моральные стандарты напротив, сплачивают партию, предотвращая внутренние расколы.

Меры по реализации этого принципа, включая масштабные антикоррупционные кампании, могут показаться кому-то жёсткими. Однако в них проявляется подлинное равенство перед законом и моральными принципами, в отличие от ситуаций, когда деньги или положение делают чиновника неприкосновенным. Моральные качества в КНР понимаются широко и могут включать проверку семейной жизни и привычек чиновника, что оправдано логикой служения народу: если человек нечестен в личной жизни, можно ли ему доверять в общественной?

Этот принцип позволяет КНР осуществлять долгосрочное планирование, реализовывать масштабные проекты и обеспечивать стабильность. Он стал одним из факторов «китайского экономического чуда». Таким образом, принцип «Меритократия и моральные качества» предлагает альтернативную западной, популистской по форме и олигархической по сути модели.

Практическая реализация

Переход к меритократии, да ещё в контексте такой организации как БРИКС, требует большой подготовительной работы. Начать можно с пилотных проектов, например, с совместной программы по подготовке управленческих кадров. Безусловно, бюрократия и разногласия между странами могут стать препятствием в этом, но меритократический подход как раз призван преодолеть бюрократию, ставя во главу угла эффективность. А общая цель (Сяокан) может стать «общим знаменателем», снижающим остроту разногласий между странами-участницами БРИКС

Данный алгоритм может включать:

1. Создание совместных проектных групп для реализации инфраструктурных, технологических и экологических проектов, где руководящие посты занимают наиболее компетентные специалисты.

2. Формирование общей базы данных экспертов из всех стран-участниц.

3. Разработку общих принципов отчетности и аудита для проектов БРИКС.

4. Создание платформы для обмена лучшими практиками, например, в области цифровизации госуслуг.

Подводя итог, отметим следующее:

1. Меритократия — это фокус на компетенции, а не на идеологии. Она предлагает общий язык — язык результатов

2. Меритократия — это борьба с коррупцией. Принцип «моральных качеств» делает честность ключевым критерием

Однако меритократия бессмысленна без конкретной цели. Важен вектор приложения усилий лучших кадров.

Сяокан как объединяющая цивилизационная цель

Сяокан (小康), «общество средней зажиточности» — это достижение такого уровня жизни, при котором основные материальные потребности людей удовлетворены, есть комфорт и безопасность. Термин происходит из конфуцианских текстов, где автор описывал идеализированный период стабильности и процветания. В конце XX века данный концепт был переработан Дэн Сяопином в конкретную социально-экономическую цель для Китая.

В современном контексте «Сяокан» — это практический ориентир, достигнутый через государственные программы. В 2021 году Китай объявил о победе над крайней нищетой. Этот опыт может стать основой для сближения стран БРИКС в решении острых социальных проблем. При этом, важно помнить, что отставание одной страны в социальной сфере неминуемо сдерживает общий прогресс.

Китайский алгоритм действий для достижения этой цели включал следующие шаги: :

1. Целевые программы по борьбе с бедностью, включая отправку специалистов в беднейшие регионы страны.

2. Масштабные инфраструктурные проекты по интеграции отдаленных районов.

3. Поддержку сельского хозяйства и сельских регионов

4. Улучшение систем здравоохранения и образования

«Сяокан» — это цель, которую каждая страна может адаптировать. Для её реализации в рамках БРИКС необходима «дорожная карта» с измеримыми, но гибкими целями для каждой страны. Страны могут объединяться в «коалиции по интересам» вокруг конкретных задач («Водный Сяокан», «агро-Сяокан», «цифровой Сяокан»).

Приоритетом должно стать развитие «умной» инфраструктуры и реализация совместных проектов в области «умных» городов, зелёной энергетики и логистики. Важен и обмен не самыми передовыми, но наиболее подходящими и рентабельными технологиями.

Важно подчеркнуть, что речь идет не о копировании китайской системы, а об адаптации проверенных принципов для каждой из стран-участниц БРИКС. Меритократия и стремление к процветанию — универсальные ценности. Для реализации «Сяокана» в Китае потребовались компетентные и преданные кадры, что подтвердило легитимность правящей партии. Опыт китайских специалистов мог бы быть так же полезен партнерам по БРИКС, как в прошлом веке опыт советских и китайских специалистов помогал странам Азии, Африки и Латинской Америки в решении их социально-экономических проблем.

«Сяокан» — не конечная точка, а этап на пути к более амбициозным целям. Можно предположить, что успех Глобального Юга трудно представить без ориентации на социальную справедливость и всеобщее благоденствие. «Сяокан» в его современном понимании — это конкретная социально-экономическая цель, доказавшая эффективность меритократической модели и служащая трамплином для будущего развития.

Авто-грузо
Добавить комментарий