Домолчались: один из трех ВПУ КТК восстановлению не подлежит — эксперт

Сегодня
11:11Домолчались: один из трех ВПУ КТК восстановлению не подлежит — экспертОлжас Байдильдинов. Фото: Kazenergy

«Домолчались. Один из трех ВПУ (выносное причальное устройство — прим. EADaily) восстановлению не подлежит». Так атаку украинских безэкипажных катеров на инфраструктуру Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), через которую транспортируется 80% казахстанского нефтяного экспорта, прокомментировал казахский эксперт в сфере энергетики Олжас Байдильдинов.

«29 ноября 2025 года в 04:06 по мск в результате целенаправленной террористической атаки безэкипажными катерами в акватории морского терминала КТК получило значительные повреждения выносное причальное устройство КТК ВПУ-2. Дальнейшая эксплуатация ВПУ-2 не представляется возможной». Увидел новость, но не очень хотелось верить. Ждал официальный релиз КТК, — написал эксперт в своем телеграм-канале.

Как пояснил Байдильдинов, на морском терминале КТК всего 3 ВПУ. Именно с их помощью нефть из Казахстана переливается в танкеры, а затем отправляется в Европу. Уничтожение одного из трёх ВПУ, по его словам, безусловно, приведет к снижению экспорта и добычи нефти в Казахстане.

«Это, конечно, не снизит экспорт на треть в ближайшее время, но существенно затруднит поставки в прежних объемах. Какое-то время влияния на добычу нефти в РК это не будет оказывать — она будет продолжаться в т.н. „штатном режиме“, потому что у КТК есть резервуары примерно на 1 млн тонн, но затем возникнут объективные логистические сложности даже при погрузке на ж/д цистерны по пути и т. д.», — заявил эксперт.

Он напомнил, что депутат казахстанского парламента Ермурат Бапи после первой атаки ВСУ на КТК заявил, что «Украина ведет священную войну против агрессора и вправе наносить любые удары».

«Наверное, нужно задать ему публичный вопрос: как он мыслит сейчас и соответствует ли его позиция как народного избранника государственным интересам Казахстана. С 1 января по 21 ноября 2025 года отгрузки через КТК выросли на 13% до 65,5 млн тонн. Около 90% в отгрузках КТК — нефть из Казахстана. Значит, в месяц это около 5,3 млн тонн или 40 млн баррелей на сумму $ 2,4 млрд. Если выпадет как минимум 20% от этого объема — это потери в $ 470 млн в месяц (с учетом работы двух других ВПУ на полную мощность и переориентирования части объемов по другим маршрутам). Если эти проблемы продлятся долго, а их невозможно решить за короткое время, то мы потеряем добычу и экспорт нефти как минимум на $ 1,5 млрд», — пояснил Байдильдинов.

29 ноября пресс-служба Министерства энергетики Казахстана сообщила о принятом решении перенаправить нефтяной экспорт на альтернативные маршруты.

«Логистика по маршруту Баку — Тбилиси — Джейхан в 3 раза дороже, чем КТК (около $ 5 за баррель против ~$ 15 за баррель), ж/д поставки и другое тоже будут дороже. Следовательно, даже если каким-то чудом удастся сохранить темпы добычи и экспорта, все равно и нефтяные компании, и бюджет Казахстана потеряют деньги», — прокомментировал данное решение Байдильдинов.

Он добавил, что существует теоретическая возможность направить выпадающие объемы в Китай по недозагруженному нефтепроводу Атасу-Алашанькоу. Но это, по его словам, «вопрос переговоров и опять-таки логистики».

«Нужно иметь в виду, что на этой неделе сигнал „Mayday“ подали два нефтяных танкера в Черном море (Virat и Kairos под флагом Гамбии), которые шли „сухими“ на погрузку в Новороссийск и подверглись атакам БЭКов. Такой вот у нас Mayday… Однако, здравствуйте, проукраинские казахстанские деятели», — заключил Байдильдинов.

Как сообщалось ранее, 25-го ноября украинские беспилотники в очередной раз ударили по нефтепроводу Каспийского трубопроводного консорциума, по которому транспортируется 80% казахстанского нефтяного экспорта. Причем сделали это через несколько часов после того, как казахстанский МИД выразил озабоченность из-за атак ВСУ на казахстанские объекты.

В ночь на 29 ноября украинские безэкипажные катера атаковали морской терминал Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) под Новороссийском. Поврежден один из причалов, сооружение восстановлению не подлежит.

МИД Казахстана выразил протест Украине из-за удара безэкипажных катеров по морскому терминалу Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) под Новороссийском.

В украинском МИДе выразили недовольство реакцией Астаны на удары по Украине и призвали не жаловаться на киевский режим, а винить во всем Москву, как это делает весь «цивилизованный мир».

Авто-грузо
Добавить комментарий